"Русская Монархия" Роман

Роман “Русская Монархия” был написан мной в интеллектуальной дискуссии, которая велась несколько лет назад на радиостанции “Эхо Москвы”. Он посвящён одному очень сложному вопросу - русской истории, вопросу наследственной Монархии в России, как важнейшему институту организации её власти и казни последнего русского императора Николая Второго со всей его семьёй в Сибири.
Многое в этом вопросе поражает и вызывает удивление. Может быть, к этому вопросу русскую общественность заставило вернуться и то, что после казни царской семьи в России наступили страшные времена: начались страшные войны, были убиты миллионы людей и в России были страшные голода. Новая революционная власть так и не смогла решить ни один из этих вопросов. Это состояние русского общества длится уже сто лет и мы невольно начинаем сравнивать Русскую Монархию, которая правила в России несколько столетий и успешно правила с теми недостатками власти, которые свойственны и современному нашему обществу…
Фигура Императора Николая Второго, может быть, мы только сейчас стали понимать уровень его интеллекта и образованности, и возможности самой царской монархии в России. Прежде всего следует сказать, и самое важное, что Царь не только вёл безупречную жизнь и обладал безупречной репутацией в русском обществе, но и Россия действительно для него была и, управление ей, было самым важным делом его жизни.
В России начала двадцатого века было несколько крупных политических сил: партия Эсеров, Кадетов, Большевиков… Которые несомненно поставили перед собой задачу свержение власти Царя, и кем-то из них был избран путь, по которому они пошли: дискредитация власти Царя, военное свержение её, и установление собственной власти… Знаменитое “Кровавое воскресенье”, которое было организовано, как шествие к резиденции царя нескольких тысяч людей с письмом о помощи во главе с каким-то попом. Это самая настоящая провокация, достаточно и сотни людей, которые могли бы передать такое письмо или встретиться с Царём.
Николай Второй был публичной личностью и ходил даже на заседание Государственной Думы, где были представлены самые различные политические силы России.
Возможно, что целью этого шествия был захват резиденции царя ? Так Николай Второй лично был обвинён в расстреле этого шествия. Мы знаем, что большевикам именно военным путём удалось захватить власть в России. Ленин великолепно понимал нелегитимность своего военного революционного переворота и собственного правления, и пытался замолчать этот вопрос. Что происходило дальше, никто в России не знает, нет официальных распоряжений и документов. Однако факты упрямая вещь: царская семья осталась без охраны (новой власти). Стали говорить, что Николай Второй отрёкся от престола… Никаких документов до сих пор общественности не предъявлено поэтому поводу! Потом царская семья почему-то оказалась в Сибири, в Екатеринбурге, и была расстреляна в подвале Ипатьевского дома.
Царь не трогал “революционера” Ленина и не стал расстреливать его, хотя мог бы.
Хотя лозунг “расстреливать и вешать” до сих пор муссируется в нашем обществе.
Кто стоял во главе самой высшей власти в то время в России ? Владимир Ильич Ленин ! И именно он, следовательно, должен нести юридическую, моральную и нравственную ответственность за убийство и страшную казнь, а все остальные члены семьи, жена, маленькие дети, за что они были казнены ? Всё же Владимиром Ильичем Лениным. Он всегда упрямо молчал по этому вопросу, хотя и написал много трудов.
Современная власть в России основана на страшном перевороте и захвате власти Большевиками в России, а, значит, незаконна. И поэтому, видимо, она заботится о том, чтобы было постоянно скомпрометировано правление последнего императора Николая Второго. Именно поэтому Владимир Ильич Ленин забальзамирован и помещён в саркофаг на главной площади страны, и никто его оттуда не собирается убирать. Он стал во многом символом этой власти. Давайте не будем забывать, что он захватил власть в этой стране насильственным незаконным революционным путём.
О императоре Николае Втором в современной России разрешено говорить только плохо.
Давайте вспомним стрельбу по Белому дому парламента из танков в 90-х. Хотя в Конституции написано, что разрешены мирные шествия граждан и митинги, в них вам могут отказать без объяснения причин.
Мы прикоснулись к очень важной тайне русской истории: как был уничтожен институт наследственной монархической власти в России и к проблеме её восстановления в России. Существует мировой конкретный исторический опыт такой мирной передачи диктатором Франко власти её законному наследнику в Испании. Как видите, он возможен…
СКАЧАТЬ, ЧИТАТЬ роман ОНЛАЙН Автор ГАНОВА ЛЮДМИЛА “РУССКАЯ МОНАРХИЯ” 2010. на Google Диске: в формате PDF

TRANSLATE / TRADUIRE / TRADUCIR / 翻訳する / übersetzen

ПИСАТЕЛЬ ГАНОВА ЛЮДМИЛА / WRITER GANOVA LUDMILA

Заметки русского эссеиста о современной политической жизни в России и о В.В. Путине. / Notes by russian essayst about modern political life in Russia and V.V.Putin.

Лето 2017 год. Сегодня я додумалась о способе прихода к власти В.В. Путина. Дело не в том, что у нас просто так никого не назначают никогд...

1/12/2020

Развитие литературы в последней трети 19 века характеризуется быстрой сменой литературных направлений и тенденций. Вслед за романтиками выдвигаются (Купер, По, Лонгфелло, Мелвилл, Готорн) выдвигаются великие мастера реалистического искусства Уолт Уитмен, Марк Твен, Джек Лондон, Теодор Драйзер.

Развитие литературы в последней трети 19 века характеризуется быстрой сменой литературных направлений и тенденций.

Теодор Драйзер

Томас Гарди
Развитие литературы в последней трети 19 века характеризуется быстрой сменой литературных направлений и тенденций.
Вслед за романтиками выдвигаются (Купер, По, Лонгфелло, Мелвилл, Готорн) выдвигаются великие мастера реалистического искусства Уолт Уитмен, Марк Твен, Джек Лондон, Теодор Драйзер.
Победа Севера способствовала бурному развитию капитализма.
Буржуазно-демократические иллюзии в США были особенно живучи.
Демократически настроенные писатели глубоко ощущают конфликты буржуазной Америки.
И, конечно, Уолт Уитмен и Марк Твен. В 60-70 годы ведущим писателем является Френсис Брет Гарт (1836-1902г.)

Калифорния. Сан-Франциско. Курьер рудокоп, печатник, журналист 1867 г. Стихи, литературные пародии "Романы в самом коротком изложении".
1870 сборник "Счастье Ревущего Стана и другие скетчи"
Теодор Драйзер "Великий американский роман".
Как ему представляется литературный протест?
Начиная же с "Тайпи" Мелвилла, "Алой буквы" Готорна и весьма своеобразных, если не вполне реалистических по своей манере творений По и Уитмена, мы уже можем говорить о писателях-американцах, которые если и обязаны чем-то своим иностранным современникам, то весьма немногим.
Более того с этих пор у них уже учится Европа, да и весь мир.
Чтобы установить точную дату появления первого чистого реалистического изображения американской действительности следует обратиться к 1850 г.
"Дневник пятидесятника" - реализм и натурализм.
В "Хижине дяди Тома", в "Дрэде", в "Алом знаке доблести" мы находим связь романтизма с реализмом. А затем в Америке появляются подлинные реалисты.
Генри Джеймс, Уильям Дин Хоуэллс, Брет Гарт, Марк Твен, Роберт Грант.
Второй этап утверждения реализма в Америке не менее забавен, чем первый - он просто нелеп.
Он был пронизан стремлением всячески поощрять дух реализма, ибо таким путем можно создать целую школу американского реализма.
На литературных факультетах почти всех колледжей тотчас появились курсы лекций по реализму.

Тем не менее за этот период спекуляции на реализме появилось и исчезло много настоящих и никем не воспетых реалистов.
Эптон Синклер (Джунгли, Испытание любви) Уильям Фолкнер "Святилище".
Синклер, Андерсон, Дос Пассос, Хэмингуэй.

Читатель и по сей день ещё ждет появления великого американского романа. Одновременно все тупое, посредственное и непристойное получает признание в качестве реалистической литературы.
Битком набитые новинками беллетристики, претендующие не только на реалистическое, но и на сверхреалистическое изображение великосветских сторон нашей американской жизни.
Эти книги разумеется неглупы. Они даже не так уж плохи с точки зрения психологии, хотя это преимущественно психология гостиных и чайного стола.
Действие развертывается бойко. Но ни строчки о настоящей жизни, настоящих переживаниях, настоящих людях, настоящей драме, настоящей трагедии.
И покупаются эти книжки почти исключительно ненастоящими людьми, которые живут не реальностью, а иллюзией...
Суровая действительность Дальнего Запада, поборник демократических традиций. Благородные качества простых людей Дальнего Запада.
Ему дороги его герои-золотоискатели "Счастье Ревущего Стана", "Компаньон Теннесси".
Мессия человечности труженика певец американской вольности. Человек сам себе пробивает дорогу в жизни, верит в свои силы, верит в американскую демократию.
"Человек из Солано" - американский нувориш.

Романтика борьбы с природой с трудностями жизни, приближается к критическому реализму.
Сам Брет Гарт в статье "Что думает о нас Поль Бурже" писал: "Иностранец может скопировать внешний облик нации, это все, на что он, по-моему, способен. Мне кажется, что никакой иностранец не в состоянии постичь её внутреннее содержание, её душу, жизнь, речь, мысли. Я убежден, что такое знание достигается единственным образом впитыванием, годы и годы бессознательно впитывались, годы и годы соприкасаться с жизнью нации, а фактически жить этой жизнью, лично разделить её славу и позор, радости и печали, любовь и ненависть, процветание и упадок, величие и убожество, глубинный патриотизм, водоворот её политических страстей, её преданность флагу, на вечно героям, славным символам нации.
Наблюдение? Чего оно стоит в самом деле? Людей познают сердцем не глазами или умом.
Аполитическая литература представленная именами Горацио Элджер 1834-1899г. в 1867 "Оборванец Дин" 300.000. "Бедность в начале жизни не является препятствием" 135 книг. Общий тираж 20000 млн экземпляров.

Центром уникальной литературы был Бостон. Эммерсон, Лонгфелло, Лоуэлл, Холмс. Они внесли крупный вклад в американскую литературу в борьбу против рабства.
Лонгфелло перевел Данте "Божественную комедию". Их высокая образованность была общепризнанная, законы, которые пытались канонизировать их творчество.
Уильям Дин Хоуэллс 1837-1920 г.
Начал как журналист. Стихи. В 1860 пишет биографию Линкольна, получает пост консула в Венеции.

В 1866 вернувшись активно выступает на литературной арене. Том очерков "Жизнь в Венеции".
В 70 годы прославился своими литературно-критическими статьями.
С 1871-1881 - редактор "Атлантик мансли" ведущего журнала бостонцев.
1882 г. публикует статью о Генри Джеймсе, в которой критически оценивает наследие Диккенса и Теккерея и выдвигает тезис о необходимости искать новые пути.
Вот его определение реализма, реализм - это только правдивое воспроизведение в искусстве жизненного материала, не больше, но и не меньше.
Большей частью американские романы замечательны масштабностью своего содержания и тенденцией в них заключенной почти в каждом американском романе я нахожу стремление смотреть на жизнь не через литературные очки, а собственными глазами, о чем мы так долго могли лишь мечтать.

1887 - потрясен забастовкой, и ..... 4 рабочих деятелей, пишет открытое письмо в газету.
1900 - Драйзер "Великий литературный филантроп". Он один из первых приветствовал Марка Твена, Хэмлина Гарленда, Стивена Крейна, Фрэнка Норриса.
Одновременно с этим намечается критика капитализма с консервативных и даже аристократических позиций в творчестве друга Хоуэлса, Генри Джеймса 1843-1916, который покидает Америку и поселяется в Европе, где были созданы его наиболее известные произведения.

В статье "Искусство прозы" Генри Джеймс пишет: "Появление хорошего произведения искусства всегда радость, но и теория - тоже дело серьезное. Нет такого проявления жизни, нет такого способа увидеть и ощутить её, которое не было бы доступно романтику, тебе стоит вспомнить только что такие различные таланты как Ал. Дюма, Джейн Остин, Чарльз Диккенс и Гюстав Флобер снискали себе на этом поприще равную славу.
Не думай слишком много об оптимизме и пессимизме пытайся схватить самую суть жизни.
Помни, что твой первый долг состоит в том, чтобы достичь наибольшей полноты - тогда и произведение твое будет современным. Будь щедр и стремись к своей цели"
Сквозь все творчество Джеймса проходит поворачиваясь разными своими сторонами тема сопоставления национальной культуры США с культурой Англии и стран Европейского континента. Одна из повестей Джеймса так и озаглавлена "Международный эпизод".
В возрасте 12-16 лет Джеймс учился в Женеве, Лондоне, Париже, Бонне. По возвращении в США в Бостоне, Кембридже, изучает право Гарвардском университете затем посвящает себя журналистике и литературе. В 1864 напечатан его первый рассказ. В гражданской войне севера и юга не принял участия. По окончании войны пристально вглядывается в капит. Америку видит как быстро выветриваются демократические лозунги и делаются прекраснодушными фразами. Этот процесс замечателен в его романе "Бостонцы" 1866 г. По сравнению со старым светом его родина ему казалась удручающе бедной культурными традициями.

В "Письмах Асперна" он даже позволил себе демонстративно переделать историю американской литературы "подарив" США небывалого вымышленного им гениального поэта нач. 19 века, соединяющего в своем облике черты Байрона и Шелли.
В этом сознании культурного превосходства Старого Света над США заключается один из главных стимулов эстетического паломничества Джеймса в Европу, которое завершилось экспатриацией.

В 1875-76 он живет в Париже сближается с Тургеневым, Флобером, Э. Гонкуром, Золя и Доуэ.
Затем в Лондоне
1884-1905 - в Англии
Фантастическая символика рассказа "Веселый уголок" многое объясняет в отношении Джеймса к буржуазной Америке.
Спенсер Брайдон прожил 33 года в Европе, ему свойственен духовный аристократизм и интеллектуальная утонченность.
Встреча с собственным "американским двойником" в родительском доме, это оскотиневшее омерзительное существо.

Излюбленная романтическая ситуация о двойниках-антагонистах.
(Традиция Гофмана, Шамиссо, По, Андерсен) эта острая социальная притча показывает нам, что может сделать с человеком капит. Америка.
Хэмлин Гарленд в своих воспоминаниях, посетив Джеймса в Лондоне: "Если бы я мог начать жизнь сначала, то я бы был американцем. Я бы пропитался Америкой. Я потерял связь с моим родным народом и живу здесь один."
Джеймс автор 20 романов, несколько томов мемуарной прозы, более ста рассказов и повестей занимают в его творчестве особое, важное место.
Тэн: "Мне хотелось бы сказал Джеймс, чтобы оставленное мною литературное наследство состояло из большого количества безупречных коротких вещей".
Толчком к созданию новеллы Дэзи Миллер послужило услышанное им упоминание, о промахе некоей молодой американки, завязавшей знакомство с непредставленным ей итальянцем и поплатившейся за это неодобрением света. Так Дж. создал образ едва ли не самой популярной из своих героинь.

Чопорный Уинтерборн отвергает её любовь и после её смерти понимает, что он разучился понимать своих соотечественников.
Письма Асперна:  Мисс Клермонт (бывшая любовница Байрона лет 80), а с ней младшая мисс  Клермонт Силсби мечтает завладеть этими письмами. Младшая: "Я вам все отдам, если вы на мне женитесь".
Общая ситуация сама составляет сюжет и картину. Она меня очень поразила. Его колебания, его борьба, ведь он действительно почти все готов отдать.
Отблеск величия Асперна отменяет мелочность лукавых интриг, отблеск его любви - навсегда бессмертной придает интригующую загадочность неряшливой и уродливой старухе Бордеро.
В Тине пробуждается не мир её нерасцветшая женственность, наивное любопытство, отзывчивость во всем. Впечатлениям детства и судьба этого одинокого никому не нужного существа трогает читателя.
Героиня, столь характерная вообще доля творчества Джеймса определяет и своеобразие большинства его произведений.
Сам интерес к таинственному и необычайному в душевной жизни людей составлял одну из органических черт психологизма Джеймса.
Страшные ситуации усиливают проблемное значение произведения.
Сам интерес к таинственному и необычайному в душевной жизни людей составлял одну из органических черт психологизма Джеймса.

Страшные ситуации усиливают проблемное значение произведения.
"Поворот винта" - рассказчица - безымянная гувернантка - мисс Джессел и лакей мистер Квинт, делит Майлс и Флора, спокойная экономка миссис Гроуз. Видения, иступленность экономки. Майлс умирает, возможно истерзанный инквизиторскими вопросами относительно свидетельских показаний, роль самообмана и иллюзий в оценке своего и чужого поведения, опасность принять видимость за реальное - эти психологические моменты выступают в "Повороте винта" на первый план.

В 90 годы в американскую литературу вступает и Стивен Крейн (1871-1900) со своими повестями "Мэгги-девушка с улицы" 1893, "Алый знак доблести" 1895.
Мэгги живет в трущобах, её родители алкоголики - она проститутка и кончает самоубийством.
Натуралистические тенденции характерны и для следующей повести "Алый знак доблести".
Генри Флеминг идет на встречу (против Юга) он потрясен, но это и критерий мужества.
1891 г. вышла книга рассказов Хэмлина Гарленда (1860-1940г.) "Проезжие дороги" - жизнь и судьбы американского фермерства.

Свою задачу видел в создании областнической литературы. В статье "Пророчество в Литературе" пишет: "Художественная литература влияет на свое время через бытовой роман. Как средство выражения он давно опередил драму. Он так гибок, допускает такое множество точек зрения и вмещает в себя так много (живопись и ритм в нем соседствуют с драмой и обычным повествованием), что не мог не стать высшей формой самовыражения в России, Германии, Норвегии, Франции. В сильнейших своих образцах это самый современный и наименее традиционный жанр"
"Реалист или верист прежде всего оптимист или мечтатель.Он видит жизнь не такой как она есть, но и такой какой она могла бы стать. Его цель - быть правдивым предельно в описании своего отношения к жизни"
"Самый верный способ писать для всех времен - воплотить настоящее в наилучшей форме с наибольшей искренностью и беспощадной правдивостью. Самый верный способ писать для других стран быть верным своей стране.
Приглядитесь к самым наивным и областническим из наших романов и вы увидите в них будущее нашей литературы. Романист - областных связей. И местный колорит послужит ему облачением".

Амброз Бирс - выразил неприятие буржуазной Америки игрой своей мрачной фантазии.
"Словарь сатаны" 1911 - упоение ужасом.

В 90 годы приобретает популярность творчество Киплинга. (1892-1896 живет в Америке) "Мужественные капитаны" идеологическое наступление, империализму содействуют созданию в США (неразборчиво).

Наконец, наступает период тесной связи литературы с общественными антиимпериалистическими выступлениями. Это прежде всего повесть Марка Твена "Человек, который совратил Гедлиберг" 1899 и первый роман Драйзера "Сестра Керри".
Освобождаясь от натуралистических черт Драйзер завершил становление "романа протеста".
Драйзер описывает образ Керри на широком социальном языке.
Выдающийся американский писатель Фрэнк Норрис прилагал все усилия, чтобы роман вышел в свет.

Синклер Льюис: " "Сестра Керри" замечательный первый роман Драйзера ворвался в затхлую атмосферу мещанской Америки как вольный западный ветер... Я полон надежд и веры в будущее американской литературы. Я считаю, что мы вырываемся из душной благонамеренной здравомыслящей и невероятно серого провинциализма".
Итак бурный рост реалистической литературы.

В 90 годы начал литературную деятельность Фрэнк Норрис (1870-1902г.) Отдал дань натурализму и шовинизму, но уже "Мак Тиг" - острое видение социальных конфликтов.
Писатель создаст трилогию "Эпос пшеницы"

I том "Спрут" 1901 г.  посягательство железнодорожных магнатов их посягательства на интересы фермеров в Калифорнии, борьба фермеров с корпорациями.
II том "Омут" 1903 г. спекуляции пшеницей и нравы капиталистической биржи.
Пшеница - символ жизненного круговорота,олицетворение вечной жизненной силы, в противовес железному спруту.

Хотелось бы сказать о замечательном американском новеллисте О. Генри (псевдоним Уильяма Сиднея Портера) 1862-1910.
Аптекарь-ковбой-кассир-журналист кража, смертельная болезнь жены, скрывался в Гондурасе - 5 лет тюрьмы.
1904 г. его книга "Короли и капуста". Тематика: тяготы повседневного быта американских тружеников.
Традиционно счастливый конец снимает остроту жизненных конфликтов, иногда интрига становится самоцелью.

"В антракте"
Выдающиеся представители критического реализма в америк. литературе были связаны с социалистическим движением и Теодор Драйзер и Джек Лондон, Синклер Льюис "Манассас" (1904) - война Юга и Севера южанин на сторону аболиционистов. "Джунгли" - герой романа литовец-эмигрант. Юргис Рудкус бежит из России от царского самодержавия и убеждается, что в Америке все принадлежит богатым. В "Джунглях" проповедь идей социализма.
В "Столице" рисует паразитическое существование 400 семей Америки.
"Король уголь" - роман о шахтерах 1917, роман биография. Хал Уорнер сын крупного шахтовладельца решил познакомится с условиями труда на шахтах показывает борьбу рабочих.

Наиболее известный поэт-социалист Джо Хилл 1882-1915 "Бродяга".
Новый этап в развитии Роберт Фрост фермер и сапожник "Воля мальчика", "К северу от Бостона" глубокая вера в труженика, абстрактность, Карл Сэндберг 1878-1967 памяти достойный революционер.

Журнал "Мэссиз" в 1911 Джон Риу в защиту Гения Драйзера.
Норрис: "Ответственность романиста" Легко высмеивать народ и неспособность народа здраво судить об искусствах, однако, бесспорно, что искусство в конечном счете не понимаемое народом не способно жить и никогда не способно сохранить ценность для следующего поколения. Смотря на вещи широко и видя их сущность надо признать, что право конечного суда принадлежит народу, в конце концов и в самом главном выступает настоящим искателем истины.


Рукопись из архива писателя Гановой Людмилы, (завернута в газету 1981 года).

Писатель, филолог Ганова Людмила. Алтай. Река Катунь.

27 августа 1871 г. в городке Терре-Хот штат Индиана Сара Драйзер родила двенадцатого ребенка Теодор Герман Альберт. Менкен : "Я выступаю за такую социальную программу, которая может быть и будет лучше нашей".

Университетский город Блумингстон, штат Индиана (300 д. внесла Филдинг, его учительница) Репортер газеты "Чикаго дейли глоуб" 1892 г. - до весны 1895 работает в газетах Чикаго, Сент-Луиса, Толедо, Нью-Йорка.

Концерт в Сент-Луисе негритянской певицы Сисиэреттой Джоунз "Концерт черной примадонны"

"Я пошел работать в газеты, и с этого времени началось мое настоящее столкновение с жизнью". "Однажды я заключил сам с собой священный договор немедленно бросить эту печать проститутку, и никогда больше не браться за перо репортера в газете, даже если я буду умирать с голоду." Редактор журнала "Эври Манс" 10 долларов в неделю, 65000 подписчиков.

Пытался сформулировать своё кредо гуманиста. 1897 г. бросает работу редактора Эдисон Армор, миллионер Карнеги "Маленькие визиты к великим американцам или Идеалы успеха и как достичь их. Филд на вопрос о величайшем добре: "Это культивировать самого себя, развивать свои силы, чтобы он мог быть более полезен человечеству" Очерк "На борту лоцманского судна" моряки, попавшие в приют Стейтен-Айленд.

Летом 1899 молодой журналист Драйзер с женой уехал в деревню Молси в дом своего друга О. Генри. "Сестра Керри" начал. История одной из своих сестер. Эмма жила в Чикаго на средства архитектора, познакомилась с управляющим рестораном Л.А. Гопкинсоном, 3,5 тысячи долларов, (вернул, за исключением 800 дол.).

Роман окончательно готов к концу марта 1900 г. Литература этого времени вовлечена в острые политические и идейные схватки. (Испано-американская война, захват Филлипин, создание Национальной ассоциации промышленников, 80 годы - изысканная традиция, бостонцы Стивен Крейн, Фрэнк Норрис, Брет Гарт, Герман Мелвилл, Уолт Уитмен.

Важную роль в становлении и развитии реалистической литературы Уильям Дин Хоуэллс. Гемлину Гарленду, Стивену Крейну, Фрэнку Норрису, но не видел классовой основы трагедий в США считал их проявлением универсальных законов жизни. "Сестра Керри" здесь Драйзер стремится выразить в образах свое отношение к коренным проблемам современной ему американской действительности.

Из бедной работницы обувной фабрики она превращается в артистку Нью-Йоркского музыкального театра на Бродвее и "Казино" отчаявшись найти работу становится любовницей Друэ, добивается этим обеспеченной жизни.

В зеркало - лучше прежней
В душу - хуже прежней

Драйзер подчеркивает социальные причины падения: "За неё отвечал голос нужды". Предложение Герствуда стать женой: "Если она не захочет опереться на него, не ответит на его любовь, то куда же ей после этого деваться?" "Я счастлива".

У Керри прирожденные аристократические данные: "залог блестящего драматического таланта. Элис: "А иногда природа все чувства воплощает в человеческом лице. 12-18-35-160 долларов.
 "Она не в состоянии была составить собственного мнения о предлагаемой вещи, и ей это было очень больно (Керри стало больно потому, что ей далеко до настоящего искусства, но Керри - сильный характер.

Герствуд бар "Фицджеральд и Мой" образ Герствуда и его падение занимают в романе важное место" Драйзер : "Работа над последними неоконченными главами вызвала у меня исключительный интерес, значительно больший, чем что-либо сделанное ранее."

Последние главы посвященные забастовке нью-йоркских трамвайщиков. Основное противоречие кап. Америки между трудом и капиталом, вагоновожатый, старая ирландка, её сына ударил дубинкой полицейский. Попытка создания положительного героя в лице Элис. В романе торжествуют реалистические принципы: социальная мотивировка поступков главных героев.
Капитан военный в отставке, пострадавший от недостатков современного социального строя; булочная Флейшмана. Это роман - биография, в нем одна главная сюжетная линия, все действие сосредоточено вокруг Керри, остальные дополняют и раскрывают эволюцию центрального образа. Друэ - олицетворение благополучия в начале. Судьба Герствуда - укор в конце.

Сестра Керри отличается остротой и драматургичностью конфликта, острое внимание к цвету, градичности, зрительности письма. Богатство мышления. Битва за "Сестру Керри" в стенах издательства "Даблдей, Пейдж и Ко" 1000 "Фрэнк Норрис "Спрут" 1901, "Омут" 1903 Ф.Норриса, Джунгли 1906 Эпт. Синклера, "Люди бездны", 1903, "Железная пята" 1908, "Мартин Иден" 1910 - бурный рост реалистической литературы.

В Журнале "Анлантик" - считают, что Драйзер морально обанкротился. Не понял романа Уильям Дин Хоуэллс. Сейчас Амер. критика вынуждена признать значимость романа.

Дж. Макалир: "Сестра Керри благодаря необычной способности Драйзера видеть свою эру в исторической перспективе, извлекать из потока её ценностей то, что не было эфемерным приобретая вневременность."

В 1901-1902 с трудом опубликовал Драйзер несколько очерков и рассказов. Работает в журналах, в письме Менкену: "Я не хочу тухлой беллетристики или дешевых статей, проникнутых сексом, то, что я хочу, - это широкая и всеобъемлющая точка зрения, чувство юмора, это серьезное или веселое, но настоящее реалистическое восприятие жизни, как оно есть."

Работая в журналах завоевал признание литературной и культурной общественности (Журналист из Балтимора Генри Льюис Менкен) У Драйзера рождается замысел "Трилогии желаний" 1912 г. - публикует "Финансиста" 1914 - "Титан" 1915 - заканчивает работу над романом "Гений". После 1917 выходят три книги "Освобождение" 1918 "Двенадцать" 1919 "Краски большого города" 1923 Рассказы и очерки Драйзера 1900-1910 распадаются в большинстве своем на две части - это главным образом зарисовки с натуры сцен из жизни рабочего люда Нью-Йорка и рассказы портреты. Зарисовки составили книгу "Краски большого города" , рассказы портреты "Двенадцать", а остальное в книгу "Освобождение", "Негр Джеф" - линчевание, скорбь матери, "Рождество в ночлежках", "Колыбель слез", "Реки безымянных мертвецов" - аллегорический образ города острова, олицетворяющего Нью-Йорк.

1911 - выходит "Дженни Герхардт" (начал работать 1901 г. 2/3 написал "Грешник") Судьба девушки из трудовой семьи в капиталистической Америке. Дженни сохранила высокие душевные достоинства, но не достигла высот буржуазного общества и стала его жертвой (Прототип сестры Мэри Фрэнсис и Сесилия стала любовницей видного юриста и местного политика в городе Терра-Хоте, и тот бросил её, узнав, что она беременна. Родила у матери мертвого ребенка. Младшая сестра Сесилия попала в аналогичную историю через 5 лет. Мальчика на воспитание матери. Сближает романы тема столкновения человека из народа с буржуазной прозой жизни, с буржуазной Америкой.

Дженни "обладала чудесным мягким характером всю прелесть которого не выразишь словами. Бывают такие редкие особенные натуры, которые приходят в мир, не ведая зачем, и уходят из жизни так ничего и не поняв. Жизнь всегда до последней минуты представляется им бесконечно прекрасной, настоящей страной чудес, и если бы они могли только в изумлении бродить по ней, она была бы для них не хуже рая. Открывая глаза, они видят совершенный мир, который им так по душе. У неё была врожденная склонность к самопожертвованию.

Дженни искренне и глубоко любила сенатора Брэндера, а в последствии и Лестера Кейна. Брату грозило тюремное заключение, её отец обжег себе руки. Брэндер оставляет её ради развлечений в Вашингтоне. Лестер Кейн отказывается от неё, не решившись пожертвовать своим положением в обществе. Дженни Герхард - образ положительный. В Дженни воплощены лучшие качества, присущие простым труженикам. Беспощадно осуждает буржуазные моральные и этические нормы. На мысль написать роман об американском финансисте натолкнула судьба умершего в 1905 г. чикагского миллионера Чарльза Тайзона Иеркса.

В обращении к миру финансистов была своя глубинная внутренняя логика. Трехтомник Густава Майерса "История богатств Америки". Первый роман. Из бойкого мальчика Фрэнк Каупервуд превращается в биржевика в крупного капиталиста, миллионера 70 -90г.

"Титан" "Стоик" 90-900 организатор экспансии американского капитала в Англии. Не до конца. Итоговая книга полна философских раздумий.

"Трилогия желания" - многогранна и многопланова. Философия жизни неразрывно связана с философией истории. 1912 "Финансист" опубликовало издательство "Харперс". "Финансист" - роман биография. Центральное место занимает развитие характера главного героя.

Омар - каракатица.

Работа в банкирском доме "Тай и Ко" узнает о спекуляциях в филадельфии, скамья подсудимых. Основной девиз Каупервуда - "свои желания прежде всего" Эйлин - дочь Эдварда Мэлия Бастлера.

Драйзер подходит к постановке большой философской проблемы - о проходящем характере капитализма, об иллюзорности власти, которую дают деньги, капитал. В "Титане" увидевшем свет в 1914г. арена деятельности Каупервуда переносится в Чикаго. Каупервуд вкладывает свои деньги в строительство уличных и железных дорог и эстакад и добивается монопольного владения ими.

Эйлин: "Не удивительно, что ты стал архимиллионером. Ты рад бы пожрать весь мир, если бы у тебя хватило на это жизни".

"Бунтующий Люцифер" "Беспорядочные любовные похождения Каупервуда были, как уже говорилось, естественным проявлением беспокойного вечно жаждущего перемен нрава, внутреннего анархизма и моральной неустойчивости. Бросает его художница Рита Сольберг (училась в чикагской школе живописи и ваяния). Поражение с актрисой Стефани Плейто. Младшая экономка : бабник.

В начале композиция "Титана" строится на противопоставлении двух враждующих и стремящихся к монополии группировок Каупервуда и Шрайхарта. Затем, образ народа, бунтующего против монополий приобретает в "Титане" самостоятельное значение. Весь Чикаго разделился на сторонников монополий и их врагов Пинский член городского муниципалитета с его избирателями. Деньги на постройку телескопа и обсерватории. Линия Беренис, Эйлин и Титан без души и сердца, стремящийся заковать народ в цепи рабства. В "Стоике" Драйзер упирался в интерпретацию жизненной философии Каупервуда, в понимании философии развития истории.

Роман о художнике. "Гений" - о жизни американского живописца Юджина Витлы. "Да - я грязь, я - будни, я - нужда, я - неприкрашенная нищета, но я жизнь. И вот сейчас такая улица стояла перед ним - грязная, неопрятная, жалкая, наглая, пьяная, все, что хотите - но она была фактом. Слава богу, наконец-то он послал нам реалиста - мосье Шарль, разглядывая полотно тот как бы знал жизнь.

В романе поставлена проблема судеб американского искусства, отношения искусства к американской действительности. В картине изображен пропойца "живой труп среди бьющей ключом жизни На Витлу нападает критик, представляющий академическое салонное искусство. "Помилуй нас бог от того, чтобы нам под видом искусства навязывали помойные ведра, паровозы и еле волочащих ноги кляч. Тогда уж лучше сразу обратиться к простой фотографии и на этом успокоиться. Истинное понимание волнующих и ярко драматических сторон жизни и "дар сообщать вещам должный колорит, отнюдь не фотография их как это может показаться поверхностному критику, но выявляя их более возвышенное, духовное значение способность вынести жизни справедливый приговор с беспощадностью, напоминающей её собственную и бичевать с пророческой силой её жестокость и подлость в надежде этим уврачевать её ранг, умение обнаружить красоту там, где она действительно есть, - даже в позоре, страдании и унижении - таково творчество этого художника. В 1913 и 1914.

Драйзер выпустил две книги в жанре путевых заметок "Путешественник в сорок лет" 1913 "Каникулы уроженца Индианы" (1916)г. В них мы видим смелость писателя в переходе к обобщениям: "Мир всегда болтает о братстве людей, о свободе и независимости личности, но когда вы проедете через такой город, как Буффало или Кливленд, и увидите, что простой человек, об интересах и превосходстве которого так много говорят, живет в домиках или на длинных улицах в квартирах без тени приятности или красоты, цена на его труд твердо установлена, а его мысли отчасти ограничены (иначе он бы никогда не удовлетворился столь скудным и грязным миром), вы едва ли поверите в равенство или братство, сколько бы вы не верили сочувствию или добрым намерениям некоторых людей"

О симпатиях писателя борьбе антиимпериалистических сил свидетельствует сборник "Бей барабан" (3 пьесы 17 статей) очерки "Жизнь искусство и Америка". Писатель критикует американский империализм, как олицетворение пороков капиталистического общества.

Следующий этап творчества связан с созданием "Американской трагедии". У писателя была рукопись, в которой было 15 аналогичных случаев. Работе над ней Драйзер посвятил 5 лет с 1920 по 1925. Фолкнер в статье "О частной жизни" писал: "Была американская мечта: земное святилище для человека-одиночки; состояние, в котором он был свободен не только от замкнутых иерархических установлений деспотической власти, угнетавшей его как представителя массы, но и от самой этой массы, сформированной иерархическими установлениями церкви, в рамках зависимости и бессилия." стр 300

А.М.Зверев в статье "Американская трагедия и Американская мечта в амер. мечте мы найдем три главных опоры: первая - вера в то, что ресурсы американской земли необозримы, и материальное изобилие суждено здесь всем без исключения. Вторая - убеждение, что лишь в Америке человек становится, наконец, полностью свободным от сословных социальных идеологических, образовательных и прочих ограничений, только здесь он получает возможность в полной мере проявить себя как индивидуум.

3 - уверенность, что в Америке право на счастье предоставлено всем, а шансы добиться счастья для всех равны. Основоположникам амер. государства эти истины представлялись незыблемыми их иллюзорность была продемонстрирована историческим опытом.

Энгельс во введении к Анти - Дюрингу писал: "Вечная справедливость нашла свое осуществление в буржуазной юстиции, равенство свелось к гражданскому равенству перед законом, а одним из самых существенных прав человека провозглашена была буржуазная собственность" т20 стр17. Вернемся к словам Фолкнера. Он говорит - была - слово была знак накопленного опыта. Последний момент для нас особенно важен т.к. речь идет об исследовании именно этого процесса - высвобождение индивидуальной энергии, самоутверждения личности. Речь идет о достижениях в жанре "романа карьеры, который получил в США развитие и органично воплотил проблематику, связанную с "американской мечтой"

Возьмем европейский роман-карьеру. Растиньяк и Люсьен Шардон Бальзака Жюльен Сорель. В Жюльене как отмечает Д.В. Затонский происходит "психологическая борьба великого прошлого которое его породило и ничтожного настоящего, к которому он стремится приспособиться Три Драйзеровских персонажа Фрэнк Каупервуд, Клайд Гриффитс и Солон Барнс в "Оплоте" могут быть рассмотрены как три типичные для литературы США модификации героя "романа карьеры". И в каждом из трех оставила свой глубокий след "американская мечта".

В европейском "романе карьеры" герой был типичным приспособленцем, конформистом задача для него состояла в том, чтобы хорошенько усвоить "правила игры" и постараться умело использовать их себе на благо. Герой прилаживается к обществу, врастает в него, обеспечивая карьеру полезными знакомствами, выгодным браком, связями, интригами. Американским героем того же типа в частности Фрэнком Каупервудом движут несколько иные помыслы: Фрэнк выскочка, который сумел завоевать мир, сделаться некоронованным королем бизнеса. Развенчивая Каупервуда Драйзер показывает, что служение сложной идее "укоротило" обескровило Фрэнка как личность, и личность незаурядную. Все писавшие о "Трилогии желания" отмечают и генетическую связь с "Человеческой комедией". Эта связь сразу же выявляется при сопоставлении Каупервуда с Растиньяком. Оба типичные "........ оба не брезгуют никакими средствами, оба заканчивают свой путь на завоеванной вершине 20-30 19 в и конец 19.
Ни Растиньяк, ни Нусинген, ни Гобсек ни наделены той кипучей деловой энергией, той дерзостью созидания, которой отмечен Фрэнк. Близкое знакомство с министром сулило Растиньяку больше, чем какая-нибудь рискованная операция в ходе которой герой-американец тот же Каупервуд революционизировал городской транспорт.

Духовная история Каупервуда предопределена этой неразрешимой коллизией мечты и реальности капиталистического порядка, вела его мечта и она не осуществилась. Опустошенность Каупервуда, каким он предстает в "Стоике" преследующее его ощущение, "что земля уходит из под ног" этим завершается идея индивидуалиста. И в Каупервуде последних глав "Стоика" уже бродит инстинкт бегства и разрыва потребность "нового начала". Фолкнер в статье о "Частной жизни" продолжает характеризуя американскую мечту: "Не просто идея, но состояние, живое человеческое состояние, создающееся и заключающее в самом воздухе, в самом слове Америка..... Мечта, надежда, состояние, которое наши предки не завещали нам, своим наследникам. Нам даже не было дано возможности принять или отвергнуть мечту, ибо мечта уже обладала и владела нами с момента рождения. Она не была нашим наследием, потому что мы были её наследием" Стр 158.

Американская мечта владеет и Клайдом Гриффитсом. Клайд - самый заурядный американец и он законное и естественное порождение мечты, без которой нельзя понять и его трагедии. Здесь так же небесполезно сопоставление с европейским романом с "Шагреневой кожей" Бальзака. Рафаэль де Валантен - Феодора Полина Клайд - Сондра Финчли - Роберт Олден. Отличие: выбор Рафаэля осознан, Клайдом - движет инстинкт. Мечта заставляет его завоевывать ......... общество и та же мечта удерживает его. Драйзер говорит: "Он по своему характеру неспособен был когда-либо стать взрослым человеком. Ему недоставало ясности мышления и внутренней целеустремленности - качеств, которые присущи большинству людей и позволяют им среди всех дорог и возможностей в жизни выбрать для себя самую подходящую" Органическое противоречие характера Клайда здесь обнажено в своей сущности. Он жаждет подняться, но неспособен подняться. На Биг-Битерне резко обнажилась то сплетение противоречий, которое было сущностью его характера. В его судьбе - отразилась болезненность американской мечты. .....

Клайд ни бессердечным убийцей, ни жертвой общества. Клайд для него не являлся, точнее сказать не был только убийцей или только жертвой. Его привели к гибели развившиеся под влиянием окружающей действительности опасные стороны американского национального характера. Драйзер имел все основания считать: что "книга в целом является обвинением........ социальной системы США" 1950 т 8 стр 463.

В 1927 на Красной площади среди иностранных гостей находился Теодор Драйзер - великий амер. писатель. Поездка в советский союз была логическим завершением роста в 20 годы интерес писателя к стране социализма; Писатель выступает в поддержку различных прогрессивных мероприятий. Драйзер пробыл у нас 77 дней. Рут Кеннел - вела по его просьбе дневник. Так родилась книга "Драйзер смотрит на Россию" 3 глава "Политические и общие достижения России" Засурский : Творческие традиции Т.Драйзера - традиции реализма, народности и гуманизма - живут в лучших произведениях американской лит-ры XX века"
 ---

Роберт Э. Спиллер в статье Теодор Драйзер пытается представить развитие философских взглядов Драйзера как писателя натуралиста.
Он пишет: Драйзер начинал свою литературную деятельность, когда основным течением американской мысли был социальный дарвинизм, изучавшейся им по работам Спенсера, Гексли, Леба. Центральной идеей этого учения которое использовалось как средство оправдания капиталистической практики - было уравнение законов природы и общества.
В образах Керри и Дженни исследовал действие этих (биологических) инстинктов на примерах женщин, исключенных из социальной структуры. Их метод обретения более полной жизни был основан на женском использовании мужской особи в целях удовлетворения своих глубочайших потребностей. Стр 314.

Так идеи социального дарвинизма, лежащие в основе отношения Драйзера к человеческой природе превращаются в социальную философию детерминизма и перемен. Вновь не формулируя это в систему (коммунистом он, парадоксальным образом стал лишь накануне смерти) писатель нашел платформу, с которой можно было задавать фундаментальные вопросы - касающиеся Америки .
Автор работы Ганова Людмила. (Убита 20.11.18)

---

Хотя Томас Гарди прожил долгую, он умер 88 лет. Своеобразно то, что Гарди (1840-1928) захватили два века, они соединяют далекие друг от друга времена, Гарди современник Диккенса, он в известном смысле и наш современник. Первая его книга вышла около ста лет тому назад, последняя в конце 1920 г.

Гарди не просто застал век нынешний и век минувший, он принадлежит тому и другому. В 19 столетии он опубликовал серию романов, в XX эпическую драму и несколько стихотворных сборников ( Прах его помещен в национальной усыпальнице Вестминстерском аббатстве )

Попытка за мемориальным традиционным взглядом разглядеть реального Гарди предпринята в романе Сомерсета Моэма "Пирожное с пивом". Гарди под именем писателя Дриффилда. Гарди рассматривали по-викториански. В книгах Гарди обращает на себя внимание повтор одних и тех же психологических мотивов, одних и тех же ситуаций в любви в разлуке.

Однако двухтомная "Жизнь Томаса Гарди" - основной источник фактических сведений о писателе подобные вопросы и не затрагивала. (их написала Флоренс Эмили Гарди, вторая жена писателя, когда он женился на ней 1914 в возрасте 73) Теперь Томас Гарди прозаик и поэт вырисовывается среди английских писателей как центральное явление переходной эпохи, из которой выросло наше время.

Редкий наш читатель не знает Томаса Гарди классика английской литературы, видного представителя критического реализма. У нас известны его романы "Тэсс из рода  д'Эрбервиллей " и "Джуд незаметный", а также "Мэр Кэстербриджа".

Долгая жизнь писателя не богата внешними событиями, но в ней есть нерядовая цельность и завершенность и, даже отдельные черты биографии многое поясняют в его творчестве.
Впечатления детства писателя определялись бытом и природой графства Дорсет. Семейство Гарди обживало эту область в течении столетий он вместе с близлежащими областями стал служить писателю местом действия его произведений.

Из уединенной деревушки, не порывая с ней Гарди попадает в Дорчестер центральный город графства.

С 1856-1862 г. проходит курс профессионального ученичества  в мастерской местного архитектора и работает под его руководством. И все же как ни значительны были контраст и перемены внешний облик и бытовой уклад провинциального города хранил ощутимую связь с прошлым и устойчивую традицию, тянущуюся от самой высокой старины. В 1862 он отправляется в Лондон  с рекомендательным письмом и выношенным решением продолжать занятия архитектурой на новом столичном уровне. Он устраивается помощником архитектора в мастерской Артура Бломфилда, видного реставратора и проектировщика церковных сооружений. Гарди мог стать незаурядным архитектором, его занятия и работа шли успешно, один из его проектов представленный в 1863 г. на конкурсе получил признание Королевского института британских архитекторов. Лондон в это время продолжал быть городом Диккенса и Теккерея. Гарди знакомится с нашумевшей книгой "Современные художники" Джона Рескина. Рассуждения искусствоведа, поэта, критика и философа занимают критикой новейшей цивилизации и сочувственным отношением к патриархальному укладу.

Гарди много ищет. Он находит "Происхождение видов" Дарвина и находился под сильным влиянием Чарльза Суинберна "Стихи и баллады" (1866). Сам получает отказ своим стихам.
Лондон, его контрасты, демонстрации рабочих, оживление радикальных настроений среди интеллигенции переполняли Гарди впечатлениями. Он едет на родину и принимается за роман. В 1868 г. была готова рукопись романа "Бедняк и  леди. История без сюжета. С прибавлением стихов", однако после некоторого размышления он изменяет название "Бедняк и леди. Написано бедняком".

Он относит его издателю Александру Макмиллану, приходит ответ подробный, благожелательный но с отказом "Разрушительные намерения" вот что смутило издателя и заставило отклонить роман, так он по мнению издателя идет дальше Теккерея. И он рекомендует его другой издательской фирме "Чэпмен и Холл" фирма решилась печатать сомнительный роман, и он был вызван для беседы с консультантом издательства Джорджем Мередит, который советует поостеречься критики, он советует смягчить роман, а лучше написать другой. Так был написан 2 роман "Отчаянные средства".

Литературная молодежь 70-80 годов отзывалась гораздо резче и определеннее об исчерпанности "известного строя идей".
Роман этого времени занялся подробнейшим саморазбором и эта углубленная внутренняя работа сделала его на время менее устойчивым. Начались поиски в иных видах искусства.
В романах все реже встречается форма приключений  (Кет у Диккенса). Сюжет оттесняется на второй план проблемами, характерами, этюдами. Повествование все чаще движется не событиями и происшествиями, а мотивируется в процессе психологического анализа.

Горький говорил о развитии самокритики в английском обществе конца 19 века. У Гарди особая позиция - она определилась его духовной связью с сельской Англией, о чем будет сказано.

Имя Томаса Гарди обрело в английской литературе определенность после выхода его романа "Под деревом зеленым" 1872 г. Тогда Гарди еще не предполагал, что небольшая книга даст начало серии из семи романов, начнет своего рода эпопею. Лишь в 1912 г. у Гарди возникла мысль дать им общий заголовок представить их как последовательный цикл "романы характеров и среды" семь книг, которые выходили с 1879-1895.

Все же во всем наследии писателя нет столь многогранной цельной и выразительной части, наиболее интересной для современного читателя как эти 7 романов.
"Под деревом зеленым"
"Вдали от обезумевшей толпы"
"Возвращение на родину"
"Мэр Кэстербриджа"
"В лесном краю"
 "Тэсс из рода  д'Эрбервиллей"
"Джуд Незаметный"

Через них можно понять социальную основу и пафос творчества писателя, составить представление о характере его развития. Они позволяют определить его силу и слабость, значение для наших дней, почувствовать своеобразие и прелесть его таланта.

Окружающая среда приобрела у Гарди очертания достаточно просторной, однако вполне определенной "сценической площадки" и получила наименование  Уэссекс - это многогранный поэтический образ и прежде всего уклад жизни как он сложился за многие столетия.
Если однако говорить об самой общей проблеме, объединявшей в 70-90 годы различные поиски средств изображения, то заметным было стремление показать человека в зависимости от "среды", а не от случайных сюжетных обстоятельств.

В Романах предстает перед нами сельская и провинциальная Англия 30-80 г. прошлого столетия. Облик этот сильно изменился.
С особым вниманием и сочувствием описывает Гарди ту часть английской деревни, костяк которой составляли оседлые батраки и поселяне, владевшие участками на основе долгосрочной ленты более 70 и 100 лет. На родине Гарди в Дорсетшире многие черты быта и нравов, многие обычаи, обряды, легенды старой Англии держались сравнительно долго. И крах вековых устоев, которые наблюдал Гарди был полным и окончательным. Интерес Гарди к патриархальному складу жизни не был чем-то исключительным (Киплинг, Моррис).
Для Гарди - крестьянская тема - нечто кровное, для него эта проблема коренной смены условий жизни, вопрос о преемственности традиций, об участии трудового человека, о состоянии человеческих отношений о судьбе человечности.

Местная сельская тема в "романах характеров и среды" постоянно обогащается и приобретает значительность не только сама по себе, но как повод и основание для обсуждения наболевших проблем частной и общественной жизни.

Деревня и город Гарди предстают как контрастные враждебные и непримиримые начала. Между ними идет неравная борьба, романы изображают её в последовательном развитии.
Романы эти - редкий литературный цикл, в нем с необычной непосредственностью выразилась зависимость эпического жанра и его эволюции от социальных основ, от состояния общества.
Если из всех книг Гарди пришлось бы отобрать одну, можно думать, что выбор пал бы на  "Тэсс из рода  д'Эрбервиллей ". Есть нечто в этом 13 по счету романе, что заставляет выделить его. Здесь мы видим равновесие творческой мысли. Правда, поэзия, мастерство сливаются в "Тэсс" не подавляя друг друга сливаются в такое органическое единство, которое наделяет роман покоряющей силой. Особенно трогает и покоряет образ главной героини, наделенной редким обаянием и притягающей силой. Тэсс - воплощение мягкой женственности, целомудренности, её внутренние порывы отзывчивы и великодушны.

"Она натура поэтическая, живет поэзией, если можно так выразиться. Живет тем, о чем поэты только пишут".
Пожалуй, именно женский образ способен был во всей непосредственности с тончайшими оттенками передать характер переживаний Гарди.

События развиваются в романе по логике биографического сюжета. "Тэсс" - это история жизни простой крестьянки, милой прелестной девушки поруганной и загубленной. Автор отказывается от обстоятельности биографических описаний, сосредотачивая внимание на переломных моментах, для писателя важна интенсивность пережитых испытаний.
В поле его зрения несколько его этапов, которые он называет фазами - 7 периодов в личной судьбе героини. Автор прослеживает развитие событий и духовную эволюцию Тэсс, выявляя причины её трагедии.

Эта веселая, скромная девушка из Блекмурской долины. Читатель впервые встречается с ней на сельском празднике Майского дня ещё вся в ожидании "сосуд эмоций, не окрашенных опытом".
Лишения и нужда гонят Тэсс из родного дома, она становится жертвой беспутного богатого бездельника Алека д'Эрбервилля. Общественное мнение преследует её тупыми и ханжескими заповедями.

"Погибель твоя не дремлет" Тэсс мучительно переживает свое падение. Лишь смутно в ней пробивается сомнение, мысль о незаслуженности наказания за грех. И едва гнет предрассудков спадает Тэсс расцветает согретая надеждой. В ней распускается светлое, возвышенное чувство. Новый возлюбленный Тэсс с символическим именем Энджел оказывается ангелом черствой добродетели.
Её исповедь любящей его женщины он воспринимает с холодной жестокостью. Измученная, снова искушаемая тем кто причинил ей столько зла Тэсс становится причиной гибели близких людей и идет на роковую жертву.

В порыве отчаяния и возмущения она убивает Алека.
Дополняет картину исковерканная жизнь Энджела Клера. Этот сын пастора высказывает атеистические убеждения, однако его свободомыслие далеко не прочно "Завзятый бунтарь" на деле оказывается "рабом условностей" и его отношение к Тэсс лишний раз свидетельствует о жалком бездушии, о мещанской ограниченности. Только потрясение вызывает запоздалый поворот в его чувствах. Тэсс - трагический персонаж. Однако не страсть, не волевое устремление, ломающее препятствия владеют ею. Душевная чистота - вот её пафос. Столкновение достигнув драматического напряжения, но разрешиться мелодрамой. "Неспособность" Тэсс поступиться своей правотой, пойти на сделку или уступки, хотя бы и сулящие выгоду и обеспеченное житье, придают её положению особый драматизм - трагического свойства.

В "Тэсс" гибель доброго начала, красоты человечности не эпизод. Тэсс однажды жертва соблазнителя обречена быть жертвой навсегда. "Таков закон" - власть грубых и циничных обстоятельств, одобряющих зло на которое привилегированная посредственность взирает снисходительно.

Близость писателя к народу отразилась в той страстности и убедительности с какой он говорит о трагедии простого человека как о мистическом явлении в резком столкновении добра и зла, в мятежном духе его гуманной книги.

В горячем протесте, поднимающемся в безропотной Тэсс, в её порыве за поруганное достоинство и раздавленную жизнь сказывается напряженность не только личного, но и большого социального конфликта. Однако порыв героини сложен и силен. В Тэсс глубок отпечаток трудовой патриархальной среды с её светлыми и темными сторонами, среды, отжившей свой век. Пленяющая цельность, непосредственность и бескорыстие чувств сочетаются в героине с отсталыми представлениями, наивной созерцательностью, одухотворенностью и душевной уязвимостью. Многие черты сближают её с Маргаритой из трагедии Гете "Фауст".  Однако Тэсс способна бросить вызов.

"Тэсс" - своего рода экспериментальный роман. Социальный эксперимент в литературе опять таки черта переходного времени. "Третья фаза" - духовное выздоровление Тэсс - наглядный эксперимент вот при каких условиях эта испуганная, морально подавленная женщина может испытать полноту счастья, когда вся она залог счастья, жизни вполне земной и вдохновенной. Гарди в самой реальности ищет основу построения поэтического образа.
В изображении Гарди гениальные - радостные и драматические переживания обычно не изолированы от повседневности.

Предметы, явления привычного обихода способствуют у него полноте и цельности воспроизведения характеров, а в передаче тонких и сложных моментов чувства достигается впечатление живой реальности и простоты. Сцена дойки коров оказывается сценой лирического объяснения (Клэр, Тэсс, корова красотка)

Еще одна сцена Клэр и Тэсс едут под дождем по размокшей дороге, Клэр объясняется в любви, хочет, чтобы Тэсс стала его женой, мы за Тэлботейс м-ра Крика, то место, где Тэсс обретает счастье.

Простой и четкий биографический сюжет романа несет на себе усложненную конструкцию: героиня не обычная крестьянка, она потомок оскудевшей рыцарской семьи. "Тэсс" - первый и единственный роман Гарди, в котором делается попытка с широтой и размахом классического социального романа осмыслить судьбу английского крестьянства.
Материальное и социальное наследство рыцарей д'Эрбервиллей перешло к д'Эрбервиллям буржуа, старший из которых м-р Саймон Сток сколотил состояние, а сын ростовщика бездельник и пошловатый Дон Жуан.

Роман Гарди комичен по своей природе, политический дух пронизывает композицию и сюжет. Тэсс, политично звучит подзаголовок книги: "Чистая женщина, правдиво изображенная"
"Нет бога на небе - все плохо на земле" - говорит потрясенный Энджел.
Автор Тэсс ополчался против догм, вскрывал относительность и несостоятельность ходячих мнений и философских афоризмов, когда они подкрепляли заблуждение, служили проповеди насилия или смирения, оправдывали социальное зло.

В авторской речи выражена публицистическая струя. Гарди стремится выразить авторское отношение, но ненавязчиво. У Гарди нет осложненного психоанализа, его привлекают простые, цельные натуры, люди, поведение которых не сопровождается усложненным самоанализом, однако в "Тэсс" участилось употребление "внутренней речи" , стали разнообразнее её внутренние функции, и всё же Гарди предпочитает описывать, а не изображать.

Последнюю ночь Тэсс проводит среди мегалитов Стоунхенджа.
Многое в романе "Тэсс" принадлежит своему времени, и слабости автора сейчас стали заметнее. Но задушевность и человеческое сострадание в рассказанной им повести, обаятельность образа чистой женщины продолжает и нас волновать вызывают искренний отклик.

"Джуд Незаметный"
После успеха "Тэсс" и шума, поднятого вокруг этого романа Гарди будто бы сказал: "Если бы я знал, что Тэсс получит такую известность, я бы написал эту книгу получше". "Джуд" многими был воспринят как мужской вариант Тэсс. В заключительном романе цикла обличение и протест, усиленные и накаленные соединены как ни в одном произведении.

Предметом изображения Гарди снова взял чистую цельную натуру и постарался раскрыть этот характер с наивозможной правдивостью. Мечта Джуда сосредоточивается на "интеллектуальной и духовной житнице" Англии - города Кристминстер, за которым угадывается Оксфорд. Роман "Джуд незаметный"  стремится не на семейной почве жанровое и сюжетное своеобразие "Джуда" возникает на почве отношений личности и общества.
(.........) причислил Джуда к классическому литературному циклу, созданному великими романами 19 века... Это непримиримый юноша мечтатель глубоко чувствующий и неудовлетворенный, который не может сжиться с обществом.

Для Джуда - задача самоопределения в обществе - проблема принципиальной важности. "Как быть, не кем быть". Потребность красоты у Джуда свидетельствовала о цельности человеческой натуры, является не выражением тоски по этой цельности, а стремлением отстоять и утвердить её. Это не натуралистический роман.

Для вас предназначали (..........), когда были учреждены колледжи для людей одержимых страстью к науке, но не имеющих ни денег, ни связей, ни друзей. И вас оттолкнули сынки миллионеров.
Росло гневное чувство протеста.
Около 40 новелл "В западном судебном округе", адвокат, служанка... 58 - лет выпустил первый сборник стихов, "Стихи прошлого и настоящего" 1901, "Шутки времени" 1909, "Зимние слова" 1928.

Он занемог 1927 г. - просил читать лирика пейзажиста Уолтера Де Ла Мара, психолога Роберта Браунинга, Омара Хайяма "Рубайят".
10 января.
Теодор Драйзер - в письмах
Зигфрид Сассун - носил томик на груди 1914
Скотт Фицджеральд "Но ведь все это гораздо раньше и лучше было написано Томасом Гарди.
"Мэр Кэстербриджа"

"Это повествование, определял замысел "Мэра" занято изучением характера и поведения одного человека в большей степени, чем прочие книги, составляющие мою панораму жизни Уэссекса. В идиллии "Под деревом зеленым" главным действующим лицом был массовый герой, коллективный характер. В романах "Вдали от обезумевшей толпы" и "Возвращение на родину" на авансцену вышла группа центральных персонажей. В "Мэре" - основное внимание сосредоточивается на одном действующем лице - трагическом герое "человека с характером"."
Майкл Хенгард - явление заметное и в творчестве Гарди и в английской литературе.
Коллизия воплощаемая в нем с простотой и монументальностью свойственной шекспировским трагедиям. Может быть он выписан недостаточно тонко, но этой фигуре не откажешь в глубине, многогранности, жизненной достоверности.
Здесь нужно следить за внутренним развитием героя.

Вязальщик сена, бездомный и обремененный семьей батрак - будущий мэр идет по пыльной дороге. Вскоре Майкл продаст свою жену.
Торговец зерном и сеном, мэр.
Сцена в гостинице "Королевский герб" здесь появляется гужанин Дональд Фарфрэ, затем они буквально поменяются местами.

Быт среда, старый сельский уклад сообщили его натуре ту прочность и простую прямолинейность нрава, которая им самим была свойственна.
С духом Дональда водворяется дух новейшей предприимчивости.

Мэр преуспевал, пока по выражению Энгельса пока торговля была свойственна практика мелкого надувательства и обмана, когда же узкие домашние рамки торговли сломались и она стала приобретать "внешний лоск моральности" то выплыл Дональд Фарфрэ, который буквально затмил его приятностью манер, умелым обхождением.
В конце концов утрачивает годность его характер, он становится призрачным наследием прошлого. И Хэнчард уходит, уступая место Фарфрэ.

Кольцевая композиция подчеркивает просветление бывшего мэра Кэстербриджа снова ставшего батраком, вязальщиком сена демократизм чувств, завладевших его сердцем, очистившемся от скверны буржуазного себялюбия.
Дональд Фарфрэ его отличают космополитическая бездарность, семья, гибкость характера, черный цвет проступает сам собой.
Даже известная "старомодность романа" придает ему особый колорит, не поблекший со временем.

Встают трогательные подчас и трагические герои, полные значительного жизненного смысла, сохраняющие интерес для читателя и теперь.
Пожалуй, наиболее развернуто и подробно мотивы пристрастий к Томасу Гарди - Д.М. Лоуренс посвятивший ему целое исследование. Этюд, в котором он анализирует свое отношение к его творчеству.

Пытаясь объяснить, чем изумляют романы Гарди, Лоуренс подчеркивал характерную их черту: в них действие совершается на значительном величественном фоне на пространствах мрачной неистовой Эгдонской вересковой степи, в мощной и переменной стихии леса, или же "под непостижимыми звездами", прослежено движение меньших величин мироздания - человеческой жизни. В этом сопоставлении раскрывается людская жизнь, насыщенная своим пафосом, развертываются их трагедии, и все же в контрасте с вечными и бесконечными величинами мироздания отменяется их относительность.

Автор Ганова Людмила - Писатель, Филолог - убита в России 20.11.18
РАССЛЕДОВАНИЕ

Русская Монархия и Россия. Новости...